Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Федеральная система каталогизации продукции
(ФСКП)
   Главная страница    Новости    Карта портала    Полезные ссылки    Контакты    Вход для администратора


  О КАТАЛОГИЗАЦИИ
   История каталогизации
   Участники ФСКП и их функции
   Порядок и правила выполнения
   работ по каталогизации продукции
   Каталогизация экспортируемой
   продукции военного назначения
   Термины и определения
   Федеральный центр каталогизации
   Центры каталогизации
   Технический комитет 430
   "Каталогизация продукции"
  ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ФСКП
   Нормативные документы
   Сводная часть ФКП
   Базы данных, НСИ и информационные    документы
   Методические документы
   Нормативные акты международных
   и зарубежных организаций
  МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
   ФСКП и система каталогизации НАТО
   Cоглашение между Росстандартом и
   Советом национальных директоров
   по каталогизации НАТО
   Меморандум соглашения между ЕССМА и    комитетом НАТО АС/135
   Каталогизация в Межгосударственном    совете по стандартизации, метрологии и    сертификации
  КОНФЕРЕНЦИИ, СОВЕЩАНИЯ
  НОВОСТИ
  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Поиск по порталу

ФСКП и система каталогизации НАТО 

            Говоря о международной системе каталогизации продукции, мы вполне естественно подразумеваем систему каталогизации НАТО (NATO Codification SystemNCS). Специалисты, занимающиеся проблемой каталогизации продукции в нашей стране, безусловно, понимают, что NCS создавалась в первую очередь для вооруженных сил и лишь для стран, входящих в Северо - Атлантический альянс. Однако эта система сейчас может называться международной по следующей причинам.

Рис 1 Страны члены НАТО (NCS)

            Во-первых, членами NCS (на двух уровнях участия) сегодня являются 57 стран мира, представленные на сайте NCS в интернете, показанные на  рис. 1, методические принципы этой системы приняты в качестве национальных в более чем 70 странах мира, входящие как в NCS, так и в PfP (Partnershipfor Peace), MD (Mediterranean Dialogue), ICI (Istanbul Cooperation Initiative), PACS (PacificArea Codification Seminar).
           
Во-вторых, эта система реально функционирует более 50 лет, стала обязательным требованием в международной торговле вооружением и постоянно совершенствует свои методы идентификации и кодификации. Последние серьезные изменения NCS происходят на базе соглашения с международной ассоциацией по кодам электронной коммерции – ЕССМА (Electronic Commerce Code Management Association).
           
В-третьих, в ряде стран – членов NCS (США, Великобритании, Греции, Саудовской Аравии, России и др.) эта система применяется для каталогизации продукции не только военного назначения. На демилитаризацию системы каталогизации в том числе направлены работы NCS с ЕССМА.
           
Для России взаимодействие с NCS имеет особое значение. В январе    2003 г. в Москве официальные представители НАТО и России подписали соглашение о присоединении нашей страны к NCS. Совместные работы по каталогизации со странами НАТО были выгодны всем её участникам. В связи с этим указанные работы вошли в ежегодно утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень мероприятий Совета Россия – НАТО. С одной стороны это выгодно нам – поскольку мы можем официально воспользоваться многолетним методическим опытом проведения работ по каталогизации продукции. С другой стороны это выгодно НАТО – поскольку (по их же оценке) около 40% всех средств вооружения стран-членов НАТО в Центральной Европе российского производства или российского проектирования. Учитывая возможности модернизации техники и замены комплектующих элементов, становится очевидным интерес членов NCS.
           
Опыт взаимодействия с NCS показывает, что работа этой системы невозможна без тесного взаимодействия трех органов:

1.      Министерства обороны США, через информационную службу материально-технического обеспечения Министерства Обороны США – DLIS (Defense Logistics Information Service).

2.      НАТО, через Агентство по снабжению и техническому обслуживанию НАТО – NAMSA (NATO Maintenance and Supply Agency).

3.      Совета национальных директоров по каталогизации НАТО – АС/135 (NATOGroupofthe National Directors onCodification).

            Министерство Обороны США изначально играло и продолжает играть решающую роль  в NCS. Федеральная система каталогизации США – FCS (Federal Codification System) лежит в основе NCS. Основополагающие документы NCS: руководства AСodP 1,2,3 и STANAGs 3150, 3151, 4177, 4199, 4438 несколько модернизированные документы США. Около  7 млн. из 16 млн. NSN (NATO Stock Number) в основномкаталогепредметовснабженияНАТО NMSRL (NATO Master Catalogue of References for Logistics) присвоеныСША. Раньше и сейчас все IIG (ItemIdentification Guide) NCS разрабатываются и утверждаются США. Можно привести еще много примеров решающего участия Министерства Обороны США в NCS.
           
НАТО через CNAD(Conferenceof National Armaments Directors) и NAMSA непосредственно руководит и участвует в функционировании NCS. NAMSA подписало Меморандум о взаимопонимании с АС/135 и осуществляет работу по финансированию деятельности АС/135.
           
Совет директоров по каталогизации НАТО (АС/135) руководит NCS и проводит огромную работу по внедрению методологии каталогизации в процессы материально-технического обеспечения военной и невоенной продукции.
           
Для России, как и для других стран – не членов НАТО, предлагается участие в международной системе каталогизации через АС/135. По этой причине дальнейшее описание принципов построения и функционирования NCS будет происходить через АС/135.
           
На заседании 5-го декабря 1957г. Северо-Атлантический Союз признал важное значение каталогизации НАТО как необходимого инструмента в области материально-технического обеспечения и принял решение о  создании структуры НАТО по каталогизации. Эта структура предусматривает оказание поддержки в проведении операций по материально-техническому обеспечению и осуществление процессов обмена данными в странах и между странами на эффективной и результативной основе. Процесс каталогизации НАТО, обеспечивающий присвоение единственных в своем роде номенклатурных номеров НАТО – NSN (NATO Stock Number), материальной части на основе принципа "один предмет снабжения – один номер", играет важную роль как в национальной концепции логистики членов НАТО, так и стран, не являющихся членами НАТО.
           
Систему каталогизации НАТО (NCS) образуют: организационная структура, общие национальные информационные системы по каталогизации и соответствующие рабочие процедуры, определяемые методологией NCS.
            Организационная структура NCS обеспечивает оптимальное международное сотрудничество между странами, использующими номенклатурные номера НАТО как основу в своей национальной концепции материально-технического обеспечения. Совет национальных директоров по каталогизации, известный как основная группа АС/135 (Main Group AC/135), является главным органом в структуре руководства. Основная группа АС/135 включает директоров органов по каталогизации стран – членов  НАТО и представителя NAMSA. Органами по каталогизации стран – членов НАТО являются национальные бюро по кодификации – NCB(National Codification Bureau). Совет АС/135 подотчетен конференции национальных директоров по вооружению (CNAD). Схема взаимосвязи и подчиненности АС/135 представлена на рис. 2.

Рис. 2 Структура АС135

            Совет национальных директоров по каталогизации НАТО (АС/135) несет ответственность:

  •         за политику НАТО в области каталогизации;
  •         за разработку, функционирование и ведение NCS, обеспечивающую связь в области материально-технического обеспечения и обмена информацией;
  •         за ведение стратегического плана как основы программы работ на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды и поддержание соответствующих инициатив;
  •         за создание и руководство своими вспомогательными органами;
  •         за содействие сотрудничеству со странами - не членами НАТО в области материально-технического обеспечения.

           Основная группа АС/135 обычно проводит заседания два раза в год в штабе НАТО в Брюсселе (Бельгия) или в NAMSA в Капеллене (Люксембург).
Возглавляет работу АС/135 Председатель, являющийся официальным представителем АС/135 на любых мероприятиях, проводимых вне АС/135. Председатель ответственен перед Основной группой АС/135 и представляет отчет о своей работе на каждом заседании Основной группы. Любые официальные заявления или действия Председателя утверждаются АС/135 заблаговременно.Председатель выполняет свои функции на всех заседаниях основной группы и:

  •         обеспечивает правильное отражение результатов обсуждений в перечне принятых решений; 
  •         действует как официальный представитель АС/135;
  •         представляет Основную группу АС/135 среди председателей групп по партнерству в CNAD и Совете НАТО по управлению технологиями CALS;
  •         ответственен за представление отчетов в CNAD о ходе работ АС/135.

Для рассмотрения общих методических или конкретных проблем на постоянной основе создана Группа А АС/135, ее решения носят рекомендательный характер для Основной группы.

Группа А АС/135 оказывает помощь АС/135 в выполнении политики в области каталогизации. Она консультирует  Основную группу по всем техническим проблемам. В связи с этим Группа А может проводить специальное изучение и анализ деятельности АС/135, что может способствовать повышению результативности NCS во всех ее областях. Группа А постоянно рассматривает вопросы оптимизации и актуализации элементов данных по каталогизации, ее процедуру и документацию (ACodP, STANAGs  и т.д.). Группа А принимает соответствующие меры по подготовке предложений и рекомендаций для достижения поставленных целей Основной группы. Она также содействует сотрудничеству и оказывает техническую помощь странам – не членам НАТО в соответствии с указаниями Основной группы АС/135. Группа А АС/135 ответственна перед Основной группой АС/135 и представляет отчет о результатах своей деятельности на каждом заседании АС/135. Группа А проводит свои заседания, как правило, два раза в год в NAMSA. Специальные заседания Группы А могут созываться с одобрения Основной группы. Работой Группы А руководит ее Председатель. Председатель Группы А, как и Председатель АС/135 избирается среди членов этих групп простым большинством тайным голосованием. Председатели избираются сроком на два года с возможностью перевыбора на второй срок. Однако никто не может выполнять функции Председателя в течении более чем двух сроков подряд. Выборы нового Председателя включаются как пункт повестки дня для рассмотрения на соответствующем заседании Группы.

          Важной составной частью АС/135 является Секретариат. В соответствии с условиями Меморандума о взаимопонимании АС/135 и NAMSA, последняя выделяет постоянного секретаря АС/135 и оплачивает его работу. В функции Секретариата АС/135 входит:

  •         подготовка повесток дня и обработка информации, представленной членами АС/135;
  •         подготовка перечней решений и других официальных документов;
  •         административная организация проведения заседаний Совета национальных директоров и Группы А АС/135;
  1. ·        подготовка ежегодного отчета для CNAD для утверждения Основной группой АС/135;
  •         управление автоматизированной деловой системой НАТО.
  •         Официальные документы НАТО рассылаются на двух официальных языках НАТО через отдел обеспечения обороны штаба НАТО;

          В целях координации деятельности по каталогизации конкретного оборудования и проектов в АС/135 создаются подгруппы. Подгруппы АС/135 создаются с соблюдением следующих принципов:

1.      Специализированные подгруппы создаются с согласия Основной группы АС/135 для изучения конкретного оборудования, общего оборудования или общих проектов НАТО. Они наделяются  полномочиями непосредственно от Основной группы, получают соответствующие инструкции и обычно подотчетны этому органу. В исключительном случае, когда исследования или вопросы являются общими с другой специализированной подгруппой, в целях координации отчеты для Основной группы  АС/135 представляются через Группу А.

2.      Подгруппы создаются для определения стран и организаций, заинтересованных  в производстве или эксплуатации оборудования.

3.      Подгруппы создаются для разработки вместе с заинтересованными организациями процедур, необходимых для каталогизации предметов снабжения в соответствии с положениями NCS в рамках политики, проводимой Основной группой АС/135. Особое внимание обращается на:

  •          обязанности стран и организаций при выполнении работ по каталогизации;
  •          обмен информацией и данными по идентификации;
  •          любые вопросы, связанные с воспроизводством;
  •          модификацию предметов снабжения в рамках оборудования;
  •          финансовые проблемы, связанные с каталогизацией оборудования.
  1.        Подгруппы создаются для координации деятельности по каталогизации оборудования в рамках установленных процедур.
  2.        Подгруппы создаются для кооперации с подразделением или агентством НАТО, заинтересованным в управлении  или обеспечении проекта.
  3.        Подгруппы создаются для представления отчетов на рассмотрение Основной группы или Группы А по целям и ходу выполнения работ по каталогизации.
  4.        Подгруппы могут обращаться к Основной группе или группе А когда:
  • ·      достижение соглашения не представляется возможным;
  • ·      создается вероятность того, что от подгруппы требуется расширение деятельности за пределы установленной области деятельности или отклонения от общей политики, установленной Основной группой АС/135.

         Избранные Председатели вспомогательных групп подлежат утверждению АС/135. NAMSA может представить кандидатуру Председателя подгруппы для выполнения проекта (программы), которые поручены NAMSA, или по согласованию при выборе Председателей других подгрупп.

Каталогизация оказывает услуги НАТО и министерствам обороны стран-членов NCS. Таким образом, основная ответственность за определение требований к материально-техническому обеспечению, которым должна отвечать каталогизация, лежит на "заказчике", то есть, на персонале НАТО и страны-члены NCS. На АС/135 и, в частности, на Национальных директоров по каталогизации возлагается большая ответственность за обеспечение понимания персонала политики в области логистики.

          Развитие систем каталогизации на национальном уровне, изменений, должно планироваться заблаговременно. Это необходимо для обеспечения наличия ресурсов и интеграции национальной системы каталогизации. Во многих случаях такие широкие перспективы определяют развитие системы каталогизации НАТО.

         Структура определения целей и задач АС/135 является средством формирования его стратегического плана. Укрупненно стратегический план АС/135 состоит из следующих пунктов:

1 Усиление требований NCS к политике в области логистики.

          Повышение осведомленности АС/135 о новых требованиях к политике НАТО и национальной политике в области материально-технического обеспечения, которым должна соответствовать система каталогизации НАТО (NCS). Разработка и включение соответствующих стратегических и функциональных изменений в NCS, которые должны обеспечить выполнение таких требований.

2 Повышение признания значимости каталогизации для политики в области материально-технического обеспечения

          Повышение роли NCS в достижении поставленных задач по взаимодействию. Обеспечить осведомленность более широких кругов специалистов в области логистики о потенциальных совершенствованиях NCS, которые могут привести к значительной финансовой экономии. Обеспечение заинтересованности в идентификации дополнительных возможных пользователей данных по каталогизации и обеспечение соответствующей пропаганды.

3 Поддержка стандартизации предметов снабжения

           В сотрудничестве с АС/301 и Комитетом НАТО по стандартизации определение программы стандартизации материалов на национальном и международном уровне. Определение степени участия АС/135 в таких программах и потребности в каталогизации как основного требования в стандартизации и обеспечении взаимодействия.

4 Рассмотрение роли поддержки NAMSA для АС/135

           Обеспечение оптимального использования ресурсов NAMSA в интересах АС/135.

5 Управление глобализацией NCS

           Активизация выполнения программ АС/135 для обеспечения и поддержки глобализации NCS.

6 Создание структуры данных NCS в рамках новых коммерческих стандартов

          Определение применения структур данных NCS в связи с появлением новых систем управления данными по логистике и совершенствование структуры NCS, в том случае, когда это представляется взаимовыгодным. Рассмотрение способов, позволяющих избежать дублирования при проектировании и программировании системы.

7 Повышение качества публикаций по информации в области логистики

           Повышение качества информации по логистике. Улучшить технологию производства публикаций по логистике.

8 Рационализация автоматизация процессов NCS

           Идентификация и внедрение экономических процессов в интересах международного управления и обмена данными. Использование новых технологий для управления улучшения материально-технического обеспечения и взаимодействия.

            Все перечисленное вместе с методологическими принципами, изложенными в публикациях АС/135, позволяет решать поставленные задачи на национальном (для любой страны – члена NCS) и международном уровнях.

            Дополнительную  информацию о NCS можно получить в ФГУ «Федеральный центр каталогизации», адрес электронной почты: fcc@gost.ru  и непосредственно на сайте АС/135 – http://www.nato.int/codification/.

 

    © ЗАО Интертех, 2001 — 2010